Интервьюеры: Bianca Tone (Austria), Новоселова Антонида (Россия), Юлия Апанасенко (Украина)
Меня зовут Алезаренко (Шевченко) Надежда. Я родилась 21 марта 1929 года в городе Константиновка Донецкой области. Детство я провела в Кондратьевке со своей семьей. С 1922 года мой отец работал на заводе Красный Октябрь.
В Германию я попала в 1942 году. Я с девчатами бегала на вокзале, а немцы нас подхватили и в вагоны. Даже родители не знали. Страшное дело. Я даже не представляю, как мы туда добирались, знаю только что на одном поезде. Жили и работали мы в лагере в городе Ремшайт. Жили мы в бараках под проволкой колючей. В бараке нас много было, и молодежь и старики и семьи. Лагерь назывался «Центральный». На заводе, около которого мы жили, делали снаряды, военный был завод. К нам приходили вагоны с кирпичом, и мы должны были их в склад перегружать. Нас в группе было 10 человек: 6 девок и 4 бабы. Немец нами командовал. Хороший был немец, он нас прятал, чтобы мы отдыхали, и просил, чтоб мы тихонько сидели и не пели. У нас же в группе было 10 человек, так он каждый день давал одному из нас карточки на хлеб. Помогал нам. Кормили в столовой брюквой и шпинатом. Гадость редкая. Хорошее или плохое, но все равно ели. За работу нам ничего не платили. Выходные были только тогда, когда у немцев праздники были. Работали мы с утра до 5 вечера. А в лагере сидели да разговаривали. Там все друзья. Немцы не такими плохими были, как все говорят, максимум, что могли так это покричать на нас.
Американцы нас освобождали. Бомбили страшно, но зато освободили и выпустили на волю. Вышли на улицы и нам разбивали витирины в магазинах и говорили, берите что хотите. Вот тогда мы уже начали жить. А как самолеты гудели... страшное дело. Нас потом американцы забрали, а потом англичане, там не понятно было, чьи мы люди. Мы уже не работали, нас намного лучше кормили, жизнь стала налаживаться. Некоторые в Америку уехали, а я ждала, когда нас в Украину отправят.
На машинах и на поезде нас везли долго, но зато домой. Родителям уже сообщили, что мы едем, так что они нас на вокзале ждали. Все встретили меня очень хорошо, радости много было. Город наш весь разрушенный был, так что когда приехали там строили что-то, восстанавливали.
После возвращения в Константиновку было все. И презирали и обижали сначала, но все равно мы потом привыкли.
Война не нужна. Что угодно пусть будет только не война и не холод. Все должны жить в мире.
No comments:
Post a Comment