Monday 20 May 2013

Мария Ильинична Божинская


5 Апреля, 2013.
Алеся, Маргерита, Агнесе (Италия), Оксана (Украина).



Меня зовут Мария Ильинична Божинская. Я родилась 6 июня 1925 года в Запорожская область, Куйбышевский район, село Вершина, 300 км от Kонстантиновки.
Я переехала сюда в Kонстантиновке перед войной, в 1932 году, потому что моя семья была раскулаченная. мой отец имел две лошади и из-за этого его судили. Он сидел в тюрьме пол года, а потом был обижен не хотел возврашаться туда. У нас были родственники в Kонстантиновке, мой папа работал на Aвтостeкольном заводе, моя мама работала, где пришлось, в семье была голодовка, и когда она работала в столовой она принесла домой отходов пищи.
Когда война начилась в 1941 году, завод восстановили на Урале и начили выпускать военную технику и мой папа там работал. В 1942 отец и брат пошли на фронт. Мы жили рядом с аэродромом; немцы туда бросали зажигательные смеси и нам было очень страшно, поэтому мы поехали обратно на родину, в вершину. там в деревне мы жили хорошо, у нас был огород. До войны я успела школу закончить. Mы узнали что война началась по объявлению радио и в 1942 году немцы захватили Kонстантиновку. В 1943 году меня забрали в Германью на работу вместе с моей подругой но потом нас разделились и отправили в разных местах. Нас были только девушек, мы знали что нас отправили в Германию на работу, и больше ничего. Мне тогда было 18 лет, мы все были молодые, с 15 до 25 лет. Я пошла работать на поле в Шнайденбург (сегодня находится в Польше и называется Острожница), в ферме. Я не одной была, но вместе с трех девушками и двумя парнями, военнопленники, все с Украины. Нас кормили картофелями, нас хватало. Нам давали немножко денег, мы ходили на рынок и покупали конфеты. Я смогла даже переписовать с моими родителями. Я там работала больше два с половиной года, но мы все время общались на русском, поэтому я не выучила немецкий. Когда война закончила, мы об этом узнали потому что у наших военнопленных пришло сообщение. Нас освободили Советская Армия, это было тежелый момент, они не очень хорошо велели себя, но один солдат из Ленинграда спас меня, мы разговаривали и никто к нам не пристовал. Сразу мы собрались и поехали домой на поезде, по дороге никто нас не трогал. После освобождения я нашла работу помошницей нотариуса. Если бы они знали что я была в Германии конечно бы не взяли меня, но никто не спрошивал. Я никому не рассказывала что я была в Германии, это была запрещенная тема. Даже в семье об этом не говорилось. Моя дочь только узнала что я работала в Германии когда ей было 20 лет. У меня нет никаких воспоминаниях о страшных моментах, работа не тежелая была и семья неплохая, они были пожилые люди и никто нас не обижал, когда я уехала хозяйка даже подарила мне платье. Как весде, немцы бывали хорошие и плохие, я помню как нам давали конфеты и детям шоколадки. Я дважды получила деньги из Германии, у меня не были никакие документы чтобы доказать что я там была, мне пришлось искать в немецком архиве.
Мой папа рассказал мне что когда они зашли в Венгрию, была такая жара и жажда,они прошли через виноградский пол и его товарищ, у кого была температура, трогал один единтсвенный ягод и его застреляли. Кто попадал в плен, тот был считанный уже как измены родины, поэтому я боялась рассказать мою историю.


No comments:

Post a Comment