Friday, 10 December 2010

Бащинская Инна Иосифовна

Интервьюеры: Инна Романова (Россия), Sigrid Rischer (Austria)
Инна Иосифовна Бащинская (Люлевич) (8.06.1926)
9 августа 2010

-Не могли ли бы рассказать о своей семье?
Я родилась в Константиновке, жили мы на Тбилисской улице. Отец нас бросил, я жила с мамой и братом (младше на 3 года), они остались при немцах, а меня забрали. У нас была хорошая семья, у мамы было 5 сестер, они нам помогали. Мама работала, ходила по селам, меняла вещи на еду, но была малограмотная. Брат (12 лет) работал на немцев, и когда сдыхала лошадь нам давали это мясо. Это были сложные времена. Потом меня забрали, для всех для нас эта разлука была очень сложной, когда я вернулась в июне 1945 г. мама сказала, что не было ни дня, чтобы не плакала.

- Когда немцы вошли в город, где Вы были в это время? Что вы помните?
Каждый старался поддержать друг друга без разницы какой национальности были люди. Когда немцы вошли в город, я была дома. Мы жили на холме, поэтому я ничего не видела. Конечно страшно было, бомбили, я же еще девочка была, мне было15 лет. Мы любили Сталина и сейчас его вспоминаем. Он нас не бросил, был все это время в Москве, никуда не убежал, поддерживал нас и солдаты сражались за него

-Отправились ли Вы в Германию по собственной инициативе или вас принудили? Расскажите о Вашем приезде в Германию.
11 апреля нам сказали, что мы поедем в Днепропетровск работать в колхозе на 2 недели, но оказалось, что мы едем Германию. Мы ехали на поезде 9 дней, спали на соломе на полу, нам не давали еды. Если кто хотел сбежать их расстреливали. По приезде в Германию мы были выстроены в линию как овец, что бы нас выбрали хозяева заводов. На заводе работали примерно по 350 человек. Когда выбрали меня, я попросила, чтобы мою подругу тоже взяли. Сначала я работала 2 года на фабрике Закфабрик, где производили мешки. Рабочий день составлял 12 часов, не помню чтобы были выходные. Хозяин был хороший, никто над нами не издевался. Условия были неплохими не говоря о еде. Кормили брюквой, однажды нам дали суп с головастиками, французы ели, но мы не могли, мы начали ругаться, и этого больше не повторялось. Когда мы приехали у нас ничего не было. Только синие спецовки, брюки и одеяла. Зимой мы накрывались одеялами, выглядели как пугало, на ногах были пантолеты на деревянной подошве и когда мы шли по улице стоял ужасный шум.
Когда американцы бомбили Биефельд, если взрывались фабрики, мы собирали части тел (рассказывает Инна Иосифовна плача). Там я познакомилась с одной немкой, она тоже работала на заводе, она была очень добра и хотела, чтобы я осталась в Германии. У неё не было детей и она относилась ко мне как к дочери. Она забирала меня к себе каждую субботу на велосипеде, договаривалась полицаем и видно было, что она ему платила. Она говорила: «Оставайся, это будет все твое!» Затем нас перевели на машиностроительный завод «Гомзель». Условия были намного хуже, чем на предыдущей фабрике. Хозяин был настоящий фашист. По рекомендации Лиды Горбуновой мы с подругой сбежали и поехали в г. Лемза, затем в Фосгайд к одной знакомой немке Эльзе. Подруга Милечка была тоже из Константиновки, с ней встретиись уже после войны здесь. Мы жили в разных семьях. Я всем говорила имя мамы, т.к. сбежавшие были в розыске. Хозяин Вальтер Фулябе и его семья оказались хорошими людьми, давали одежду, поэтому я была чистая и аккуратная. Они мне доверяли. У них была дочь, и однажды в 12 часов ночи она прибежала ко мне и сказала, что по радио передают русскую песню «Широка страна моя родная». Даже сейчас я рассказываю и у меня мурашки по телу бегут.

-Думали ли Вы остаться в Германии после освобождения?
Нет, я ужасно скучала по маме и брату, у нас была хорошая семья. Меня оставляла хозяйка, хотела отдать замуж за своего сына. Я была очень предана Родине.

-Как вы вернулись назад?
Когда мы ехали обратно, кто-то хотел устроить столкновение поездов, только благодаря машинисту мы остались живы.

-Что изменилось в Константиновке после войны? Был ли ваш дом разрушен? Нашли ли Вы своих родственников, друзей?
Всё было разрушено и наш дом тоже, но папа построил маленький домик одна комната и кухня, где жили мама и брат. Отец погиб. Мама работала на стекольном заводе, куда и я устроилась после техникума. Брат закончил мореходное училище и получил высшее образование в Мариуполе. Вышла замуж в 1949. Первый муж, Федя, был очень образован. 32 года проработал председателем завкома. В 1999 он умер, я вышла замуж по его просьбе. Он любил меня очень, на руках носил. Золотце мое (рассказывает Инна Иосифовна плача). Всю жизнь я проработала на хороших работах, меня везде уважали.

-Какой совет Вы можете дать следующим поколением, что бы такое больше не повторялось?
Любить и помогать друг другу. А то все как звери и дети как звери.





No comments:

Post a Comment