Friday 10 December 2010

Петрова Надежда Петровна

Интервьюеры: Катрин Шуберт, Ина Александра Решетиловкий
Интервью со Петровой Надеждой Петровной, 12 августа 2010 в гостиной комнате.

Я, Петрова Надежда Петровна, родилась 17 июня 1924 года в Курской области. У меня был старший брат и младшая сестра. Жили мы плохо, поэтому папа нас забрал, и мы переехали в Сталино, мне было 9 лет. Я училась в школе до 1941 года и закончила 8 классов.
Началась война и папу забрали. Приехали немцы. Нас гоняли на работу. Надо было чистить снег на аэродроме и туалеты. Было очень холодно. Мы ели, что проходилось. Немцы собирали паспорта и так их и не вернули. Проверяли документы - если не было документа, они считали что, это партизан. Мы очень боялись. В городе был жесткий контроль паспортов, когда я пошла в комендатуру, паспорт мне не выдали.
В это время мы жили в бараке. 5 мая 1942 они забрали меня и перевезли в Брест на поезде. Так как моя сестра была больна, немцы её не взяли. Всё это время, нас сильно бомбили и никуда не пускали. На сборном пункте меня забрал хозяин. Ночью мы доехали на машине до города недалеко от Берлина.
В Германии я работала на фабрике, где резали лампочки и трубочки.  Половина рабочих были немцы, вторая половина - русские. С русскими мы дружили, а с немцами нельзя было общаться.
Мы жили в лагере на первом этаже, мальчики на втором. Рядом с нами -  африканцы. Они помогали нам иногда. Вообще нас очень плохо кормили  - давали суп с брюквой, в котором плавали червяки. Каждый день выдавали по 200 г хлеба, на весь день не хватало. Мы работали целый день. Раз в неделю отпускали в город только на 2 часа. Мы носили специальный знак “ОСТ”. Русские шутили, что это значит “Осторожно! Советский товарищ”. Без знака нам не разрешалось выходить из дома. Я познакомилась с женщиной, к которой ходила мыть посуду в свободное время, которого было очень мало.
В городе было много земляков. Я здесь познакомилась с моим мужем, он был из другой области. Во время пребывания в Германии не было никаких контактов с семей. Из газеты я узнала, что мой папа погиб в деревне недалеко от моего места.
До конца войны нас бомбили день и ночь. Однажды, в барак, где мы жили, попала бомба. Мы вместе с немцами сидели в погребе. Одна половина погреба разрушилась. Не было света, только с фонариком можно  было что-либо рассмотреть. Сказали, что русские пришли, которые нас и освободили. Была очень жестокая полячка, она всех била - её расстреляли. Но меня не трогали. Мы сидели в разбитом доме всю ночь. Я в это время уже ребёнка ждала.
В день победы я уехала из Германии. Так как после войны боялась ехать домой, поехала сначала к родителям мужа, которые жили в Орловской области. Я там жила у свекрови и работала в колхозе. Позже я уехала в Сталино. Мой ребёнок умер.
Город Сталино очень изменился. Много людей погибло, они лежали друг на друге.  В это время моя сестра и мама были в Константиновке. Брат вернулся из армии и умер. Я переехала в Константиновку и  работала здесь продавщицей.
Сейчас у меня двое детей – сын и дочь. Сын живёт рядом в Константиновке, дочь в Бурятии.
Немцы не были плохими, но попадались разные.

No comments:

Post a Comment