Friday 10 December 2010

Балашова Екатерина Филипповна

Расскажите о себе
Меня зовут Балашова Екатерина Филипповна. Я родилась 7 ноября 1925 года в семье колхозников, в деревне Людское, Сосковский район, Орловская область. Моя семья состояла из 6 человек: мать, отец, я и три брата. Один из моих братьев погиб еще в Финляндской войне, а второй участвовал в великой отечественной, умер после второй мировой войны. А третий самый меньший живет сейчас в Орловской в области.

Расскажите о жизни перед войной
До начала войны я окончила 8 классов, жила с родителями. Детство проходило как и у всех.

Вы помните, как вас забрали в Германию?
В первый раз пришли и забрали до сельсовета, но потом отпустили, а второй раз уже забрали и привезли в район, а потом в город Орел и там уже погрузили в товарники. С нашего района было.
Нас в 43г в возрасте где-то 18 лет , угнали в первый раз забрали и почему –то отпустили, ну пешком с района 18км, второй раз уже забрали привезли нас в район потом с района в город Орел, там погрузили в товарники, вповалку - ни соломы ничего, с нашего сель совета 5 чел з медсестры ,и нас 2 девочки. Мы вместе учились в школе. В Орле там нас подержали немножко и потом пока всех с Орловской области набрали и в товарники, и голые доски. Привезли в Германию и наши хозяева нас уже ожидали. Привезли в один лагерь всех, в комнате были 2х ярусные кровати, жили с русскими, маленькие под ушечки из соломы, матрасы, простыни из ситца и тоненькое одеяло. Мы были в той одежде ,в которой мы вышли из деревни ,нас не кормили ,покормили только на второй день. И на работу…
Что касается других национальностей, то там жили украинцы, и к ним относились лучше, чем к нам. Когда мы приехали, они там уже были . На второй день сразу на работу. Я работала в цеху (14-58) вместе с девочкой со школы. Мы собирали головки самолета., что мы делали никто ничего не знал, клепочки я делала, головки были тяжелые, работу выполнили плохо ,а немец увидел и говорит кат ,он понял что я нарочно я это сделала, клепочки, я и моя одноклассница по очереди заметали цех, за брак он меня сильно избил, но немцы потом очень сильно возмущались, нам давали булочку типо городской на день на работу ,утром полдник из брюквы и вечером опять брюква, я удивляюсь, как мы выжили , - такое питание. Однажды я облила специально немца водой и он избил меня 2 раза.

А по сколько часов вы работали?
Целый день с утра до вечера, никаких выходных, за три года 1 раз только купались. 
А вам платили ?
Да когда платили, когда нет, платили по несколько марок, но я не помню сколько.

Среди работников были ли другие национальности?
За стеной были военнопленные, французы, но мы не знали о их существовании мы узнали тогда, когда нас бросили на произвол судьбы, без еды, воды без ничего.
Как вы узнали что об окончании?
Перед этим к нам в лагерь пришли 2 девочки и начали петь русские военные песни ,медсестры, которые были с нами, сказали нам, что что-то не так, т.к пришли русские и начали петь песни, и мы не знали, что война кончилась, и мы остались без нечего . Нас освободили американцы и только тогда мы узнали, что за стенкой были французы, а украинцы интересным образом куда-то исчезли.

В каком году вы попали в лагерь ?
На фабрике в городе Гриндбах, в конце 42 года.

Какие отношения у вас были с заключенными , были ли у вас друзья?
Какие друзья ,никаких ни друзей, ни товарищей. МЫ даже не знали, что война закончилась,

А вы думали чтобы остаться в Германии?
Нет, о чем вы речь ведете? Мы шли пешком 5 км ,вещей было разбросано по дороге много, шли военнопленные, остарбайтеры, куда они шли туда и мы. Вот пришли мы незнаем даже куда и тогда нас начали просеивать.

Вы помните дорогу обратно?
Я возвращалась в Орел. А когда попала в Россию, в Орел, я шла пешком до своей деревни где-то 20 км, приехали домой – стали называть «немецкая овчарка».

Изменилось ли что-то в городе, пока вас не было?
Деревня была полностью сожжена, немцы сожгли полностью, я когда приехала пешком , прихожу домой- деревни нету , землянки, и не знаю, какая землянка. Иду туда, где дом стоял, открываю дверь , мать дома , сразу меня узнала, кинулась на меня, чуть не в обморок не упала. Потом позже вернулся брат с войны, моему отцу сказали, что я вернулась, когда он пришел и не узнал меня, я настолько была худая и грязная.

No comments:

Post a Comment