Wednesday 8 June 2011

Черкашин Александр Михайлович

Александр Михайлович и волонтер Соня
Интервьюеры: Соня (Венгрия), Ольга (Украина)

Это необычное интервью нам дал Черкашин Александр Михайлович, в котором поделился с нами воспоминаниями своей матери о холокосте. Сам же он родился в 1945 году в трудовом лагере и не помнит этот период, зато помнит, как ему было расти среди секретов, верить идеям устанавливающихся режимов и видеть потом, что они распадались.

Вы могли бы рассказать мне немного о своей матери?
Моя мать была невысокого роста, очень крепкая и тихая женщина, которая тяжело работала всю свою жизнь. Я всегда уважал ее отвагу и силу, благодаря которым она смогла выжить в невыносимых эмоциональных и физических условиях концентрационного лагеря, и смогла вырастить ребенка сама в таком мире, где одиноким матерям приходилось справляться с огромным количеством трудностей и предубеждений. Я всегда задумывался, как у нее могла бы сложиться жизнь, наверняка куда лучше, если бы она вернулась из Германии без ребенка.

Что Вы знаете о ее детстве?
Моя мать была шестым ребенком в семье, самый старший брат был старше ее на 16 лет. Родителей она потеряла рано и поэтому жила с братом и его семьей, присматривая и нянча их 6-х детей.

Что случилось, когда началась война?
Когда началась эвакуация, моей матери было 17 лет. Ее брат возглавлял завод здесь в Константиновке и должен был эвакуироваться с семьей в Руванский район, а моя мама осталась в Константиновке смотреть за его домом.
Немцы зашли в область и начали систематично убивать коммунистов. Благодаря местному голове мою мать спасли, но депортировали в Донецк. Ей удалось бежать оттуда, но податься ей было некуда и она опять вернулась в Константиновку. Отсюда ее забрали в Германию – в лагерь в городе Вилдао.

Какой работой она занималась в концентрационном лагере?
Мама работала на кухне, готовила другим заключенным, которые жили в лагере и трудились на фабрике, изготавливавшей вагоны для депортации пленных. Иногда ей приходилось работать в полях. Несмотря на то, что ее работа отличалась от работы остальных, жила она в общем бараке со всеми.

Упоминала ли Ваша мать о каких-либо наказаниях, которые использовали немцы?  
Да, она вспоминала, что тех рабочих, которые пререкались или конфликтовали с немцами в лагере, закрывали на ночь в подвале, полном крыс.

Вы родились в этом лагере в Германии?
Да, я родился там 15 января 1945 года. Моя мать сказала, что я не был ее первым ребенком. Как я понял, ее первый сын умер сразу после рождения, но я в этом не уверен. Мать не хотела больше рассказать об этом.

Что случилось, когда пришла Русская армия?
Когда пришли русские, всем матерям приказали оставить своих детей в бараках. Моя мама тоже должна была сделать так, но я сильно плакал, поэтому она вернулась и забрала меня с собой. Те женщины, у которых были дети, проходили специальное дознание, чтобы доказать, что отцом их детей не был немец, иначе их убивали. Моя мать сказала советским солдатам, что не знает, кто был моим отцом, но этого оказалось недостаточно. К счастью ей удалось найти еврея в лагере, который согласился подтвердить, что он был моим отцом и спасти ей жизнь. Так я получил его фамилию, а моей матери разрешили вернуться в Константиновку со мной.

Что случилось после того, как она вернулась домой?
Она приехала в дом брата, но брат испугался, как бы нахождение моей матери в его доме не принесло плохую славу его семье. Боясь быть снова депортированным, он попросил мать уйти. К счастью вызвался помочь моей матери глава коммунистов и, даже несмотря на то, что это было для него рискованно, смог найти для нее работу на мельнице в деревне Брестанол, которая находится рядом с Константиновкой. Моей матери не платили денег за ее работу, но разрешили жить в небольшой комнате и давали достаточно еды, чтобы пережить голод 47-48хх годов. Ее брат и его сын иногда навещали ее, но никто в деревне не знал, что они были родственниками.

Знали ли жители деревни, что Вы родились в Германии?
Нет, моя мать опасалась, что это может доставить мне проблемы и поэтому договорилась незаконно оформить фальшивые документы, по которым подтверждалось, что я родился в Константиновке. Конечно ходили всякие слухи про нас в деревне, иногда мои одноклассники звали меня «немец» и я не мог понять, почему.

Выходит, что Вы вообще не знали о том, что родились в Германии?
Нет, я узнал об этом только, когда началась репатриация после распада СССР. Мне было нужно объяснить КГБ, что я родился в Германии. Один из моих друзей смог помочь мне с этим, и найти в немецких архивах среди прочих и мои документы.

Что-то изменилось в Вашей жизни после этого?
Так как брак моей матери и моего «отца» (еврея, который спас ей жизнь) нигде и никак не был зарегистрирован, я должен был поменять фамилию. Но так как у меня есть жена и дети, которые носят мое имя, я оставил прежнюю.

Когда Вы празднуете свой день рождения?
Я праздную его 15-го января, в тот день, когда я действительно родился.

Кем вы работали на протяжении Вашей жизни?
Начинал я обычным электриком в одной компании, где потом дорос до главного инженера. К сожалению, когда руководство узнало, что я болен раком, меня немедленно  уволили.

Который исторический период, по Вашему мнению, был наилучшим за последние 60 лет?
Я думаю, что времена Хрущева были лучшими для людей. Тогда они на самом деле могли верить в ценности и идеи партии и чувствовать себя безопасно в хорошо-налаженной системе. В то время мы действительно доверяли режиму, и я даже был одним из лидеров партии. В период Брежнева, последовавший за ним, я почувствовал, что не смогу больше верить ни одному режиму.

Как бы Вы могли подытожить вашу жизнь?
У меня есть жена, мы в браке с 1965 года и у нас есть 45-ти  и 31-летние дочери и несколько внуков. Я думаю, что сделал все в этой жизни, что должен был: у меня прекрасная семья, я создал достойные условия, чтобы вырастить моих детей и жить чистой жизнью в своей семье. Я всегда выбирал более сложный путь и законно следовать моим основным жизненным ценностям, также как это делала моя мать.

No comments:

Post a Comment